Все большее количество ведущих мировых финансистов стало предрекать возможность второй волны экономического кризиса. Пессимистические высказывания о возможности новой волны экономического кризиса уже звучали из уст авторитетных специалистов и крупных инвесторов - Уоррен Баффетт, Джордж Сорос и Нуриэль Рубини.
Вслед за ними аналогичным образом высказался на проходившем в Санкт-Петербурге экономическом форуме и главный финансист России Алексей Кудрин. Проанализировав современное положение в мировой экономике, министр финансов России пришел к выводу, что вероятность второй волны глобального экономического кризиса остается крайне высокой. Что же дает повод ведущим финансистам мира так пессимистически оценивать состояние мировой экономики? Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе и понять, что, по мнению таких авторитетных финансистов, может подтолкнуть мир к новому спаду в экономике.
Основные причины для новой волны кризиса Почти все финансисты единодушны в том, что мировая экономика до сих пор не избавилась от риска второй волны кризиса, ситуация просто пока сдерживается искусственными методами. Многие причины, приведшие к столь катастрофическому положению в экономике и повлекшие за собой первую волну финансового кризиса, до сих пор не устранены.
Это подтверждается крайне нестабильными основными макроэкономическими показателями ведущих экономик мира, вследствие чего происходит замедление роста, и эти отрицательные тенденции все отчетливее проявляются в настоящее время.
Главным фактором, по мнению Рубини, является постоянно растущий и достигнувший уже фантастических размеров долг многих стран и крупных корпораций. Это в свою очередь вызывает явное недоверие инвесторов, что выражается в потере интереса к вложению средств в реальную экономику. Это также справедливо и по отношению американской экономике, которое, по словам Рубини «огромно, но не безгранично».
Проблемы в США Гигантскую проблему на будущее представляет дефицит бюджета США, который уже в этом году превысил триллион долларов. По прогнозам, на конец 2011г. дефицит бюджета составит $1,43 трлн. Размер государственного долга США составляет примерно $14,3 трлн. Существующая в США модель потребления послужила основной причиной столь громадного государственного долга и до настоящего времени эта модель существенно не изменилась. Захотят ли Соединенные штаты ограничить свои расходы и существенно сократить бюджет? От этого будет зависеть не только будущее их экономики, но во многом – и мировой. Одновременно с этим Америку ожидает необходимость повышения банковских ставок для удержания инфляции и, кроме того – очищение от «плохих активов» балансов многих банков.
Проблемы в Евросоюзе Достаточно сложная экономическая обстановка сохраняется и на пространстве еврозоны. Реальных подвижек для выхода из глубокого экономического кризиса пока не видно. Наоборот, необходимость еще одной многомиллиардной помощи для правительства Греции, скорей свидетельствуют об углубляющейся рецессии. А если еще и Испания примкнет к странам, стоящим на грани дефолта (Греция, Португалия, Ирландия), то могут возникнуть вопросы о самом существовании единой евровалюты.
Проблемы в Китае В Китае в последнее время наблюдается растущий переизбыток основных производственных мощностей, созданных под «плохие кредиты». Выпуск продукции этих мощностей ориентирован в большинстве своем на экспорт, что сделало Китай крупнейшим мировым экспортером. Существующая тенденция сохраняется и до настоящего времени, несмотря на отчаянные попытки руководства Китая сократить получение новых кредитов. Уже в этом году отмечен рост инвестиций в китайскую экономику на 25% по сравнению с 2010 годом.
Выводы По мнению ведущих финансовых аналитиков, наращивание производственных мощностей в реальном секторе экономике не способно остановить надвигающуюся волну экономического кризиса. Дело в том, что в мире и так существует переизбыток основных производственных мощностей. Спрос на продукцию до этих пор держался исключительно благодаря «кредитному прянику», однако теперь наступает время «кнута» – недостаток свободных средств послужил причиной простаивания производственных мощностей и в результате темпы роста мировой экономики замедлились.
В качестве первоочередных мер предлагается сократить расходы государственного бюджета развитых стран на 15-20%, что приведет к пересмотру существующей модели социальной поддержки. Затем пересмотреть приоритеты и роль государства в бюджетной поддержке отдельных отраслей производства. Постепенно перевести социальное обеспечение на финансирование граждан и частные взносы работодателей.